Работа №28БОТАНИКАСерым осенним вечером немолодой уже воин Кольбер грустно стоял посреди огорода фермера Дилана и носком сапога неспешно долбил комья земли. Брюква извивалась и зарывалась поглубже, стараясь скрыться среди корней бурьянов, делая бессмысленными все его старания. Это раздражало Кольбера еще сильнее, поскольку настроение у него было и так не радостное.
Три дня назад он с бойцами попал в засаду, и вырваться удалось немногим. Да и тех, кто остался жив гномы потрепали серьезно. Пришлось ему добираться к дальнему родственнику на ферму, где он планировал провести какое-то время, подлечиться, собраться с мыслями, да и с экипировкой надо было что-то делать. Его старый верный двуручный меч был сломан в бою почти под самое основание, поэтому в ножны вставлена лишь рукоять с калекой-огрызком. Приятной и надежной тяжести на левой перевязи не ощущалось, но хуже было другое. Денег у Кольбера давно уже не водилось в таком количестве, что бы можно было мечтать о новом мече. Именно это было основой его крайне мрачного настроения.
Поняв бесперспективность планов полакомиться, свежей брюквой, Кольбер поплелся к дому, по пути раздумывая как ему жить дальше. В молодости был он лихим бойцом, но время неумолимо двигалось вперед, а он так и остался ополченцем. Многие его друзья давно уже капитаны в красивой синей форме, а он так и остался серым запыленным ополченцем, еще и побитым и без меча и без денег. Да, видно что-то в жизни не сложилось.
У крыльца бродил гусь и нагло клевал деревянную ступеньку. Неспешно в голове Кольбера созрела мысль. Мучительно вспоминая стоимость пера гусака на аукционе, он резким движением попытался поймать его за хвост. Гусь ловко вывернулся и до крови куснул его в лодыжку. Со злости Кольбер решил пнуть что есть силы гусака, но тот опять лихим пируэтом отскочил и куснул уже в большой палец ноги, порвав сапог.
На шум выскочил Дилан.
- Ну и зачем ты мне хозяйство распугиваешь?
- Да какое у тебя хозяйство, да какой ты фермер вообще? В огороде одни бурьяны, забор покосился, гуси дикие какие-то!
- Да ладно, не шуми. Я гусей и сам иногда побаиваюсь. Только внук мой с ними сладить может. Кенетоль, Кеня, умный он, молодой, а уже грамоту знает.
Дилан пошарил сзади рукой и извлек толстую книгу.
- Глянь, что сейчас читает. Тра…ктат…о целе… бных, уди… витель… ных и… волше…б… ных… свой… ствах ра… сте… ний а так… же о…, тьфу! Я пока название прочитаю, а он уже книгу дочитывает! Я его на учебу пристроил. Он все воевать рвется. Но рано ему еще, пусть сначала выучится, раз тяга к знаниям есть! На выходные он приезжает домой, сегодня как раз и должен был бы быть. Вот он гусей и ловит! А я уже не могу, возраст не тот!
Дилан глянул на солнце и взволновано начал высказывать предположения, почему запаздывает Кеня. Кольбер в ответ достал хороший трофейный табачок, они набили по трубке и следующие полчаса прошли неспешно и умиротворенно.
А тут и внук появился. Молодой, хорошо сложенный парнишка с умными глазами. Одежда простая, за плечами туго набитый дорожный мешок в руках книжка.
Дилан грозно посмотрел на внука и учинил ему выволочку.
- Кенетоль, ты опять по кустам Солидорским шастал? Я тебе сколько раз говорил, прибьют тебя гномы, поймают и убьют! Ну чего бы тебя прямо домой не идти?
- Да что может случиться то? Я же быстрый и легкий, а они неповоротливые в броне, не то, что бегать, ходить быстро не могут. Да и ноги у них короче намного.
- И не спорь! Молод еще…
- Да ладно дед. Глянь, каких корешков я насобирал! Полный мешок! Мне про них учитель травник рассказывал. Помнишь легенду о деревянном мече из Кхада?
Кеня потряс принесенной им книжкой и с пафосом заявил.
- Так вот врут все! Здесь в книжке все рассказано, как было на самом деле. Наши меч делали! А гномы в бою его отняли!
- Что ты врешь! – ввязался в разговор Кольбер.
- Да не вру, все правда, в книжке написано как его делали! Наши травники закаляли дерево соком дикой лианы!
- Гномья раса и подревнее и помудрее будет! И специалисты ихние получше!
- Да вы сами подумайте! Гномы и дерево! Это же немыслимо! Руда, камень, да, тут они мастера непревзойденные. Но по дереву всегда наши мастера сильнее были.
- Ладно, рассказывай, что там, в книжке пишут.
- Пишут, что если вырезать меч из простого куска дерева, потом пропитать его соком дикой лианы и высушить медленно, не будет в Элиноре крепче меча!
- И что есть у тебя эта лиана?
Кеня гордо снял мешок и высыпал на крыльцо кучу корешков. Дилан раскидал их ладонью, выбрал корешок покрасивее и начал исследовать его на вид, запах и вкус. Кольбер смотрел молча на корешки, потом взгляд перешел на остатки меча и в голове его закрутилась безумная идея.
Достав нож, Кольбер подошел к разноцветному платану, срезал ветку потолще да поровнее и за час изготовил вполне приличный меч. Красотой он не отличался, но был хорошо сбалансирован и удобно лежал в руке. Малый вес делал меч отличным оружием для атаки, но он все-таки оставался деревянным!
Войдя в дом Кольбер застал хозяев хлопочущими за столом, Кеня нарезал гуся, тушеного с брюквой а Дилан наливал в кувшин пиво. Сытный ужин проходил молча, но как только трапеза закончилась и были заготовлены две трубки с ароматным табачком, Кольбер достал и бросил к ногам Кени деревянный меч
- А ну попробуй!
- Конечно, конечно, - откликнулся Кеня
Он достал из угла небольшой пресс и начал давить корешки, собирая в медную миску сок. Потом кистью из гусиных перьев начал намазывать сок слой за слоем на поверхность меча. Сок быстро впитывался, но вскоре процесс прекратился. Тогда Кеня положил меч на стол, а сам уставший сел на лавку. Кольбер подтянул к себе миску с остатками сока, макнул в них палец и понюхал. Запах был приятным и страха перед ядовитой отравой не вызывал. Он лизнул осторожно палец, потом облизал его полностью.
За окном стемнело, камин решили не разжигать, поэтому все легли спать рано. Кеня уснул мгновенно, Дилан скоро тоже захрапел и только Кольбер не мог уснуть. Во рту оставался привкус сока. Пришлось вставать и обильно запивать его пивом.
Ночью Кольбер проснулся. Подозрительный шорох за окном поднял старого воина и тихо вывел его на крыльцо. Небо полыхало заревом далеких пожаров. К крыльцу медленно подходили три гнома. Раздумывать было некогда, и Кольбер бросился на ближайшего гнома. На удивление быстро, голыми руками разделавшись с противником и завладев его оружием, Кольбер атаковал остальных. Откуда взялись силы, раздумывать было некогда, но смутной догадкой он вспомнил привкус сока лианы во рту. Бой длился недолго и оба противника были повержены.
Посмотрев по сторонам и никого больше не обнаружив, Кольбер прокрался в постель и забылся крепким, но чутким сном.
Утром он подскочил и первым делом вспомнил ночной бой в отблесках пожарищ. Выйдя во двор, он столкнулся с Диланом и решил его предупредить о возникшей проблеме.
- Слышь, Дилан, гномы ночью приходили, порубил я их, троих замочил!
- Что-то трупов гномьих не видать, зато кто-то ночью трех моих гусей забил насмерть, одному голову оторвал, а двоих забил, вот этой вот штукой!
Дилан протянул Кольберу сделанный им вчера деревянный меч. Кольбер тупо рассматривал зазубрины на мече, потом посмотрел на троих мертвых гусей, и ему стало плохо. Ночной кошмар оказался видением, и он почти с ненавистью подумал о соке лианы.
Эти мысли напомнили ему об эксперименте, и он вновь начал изучать меч. Подошедший Кеня тоже заинтересовался изменениями и начал спрашивать.
- А что, дядя Кольбер, крепче стал меч?
- Ну, на весь Элинор не похвастаешься, но таки крепче стал! Простой деревяшкой по клюву гусака ударишь – пополам ломается деревяшка, а тут гляди, на мече только зазубрины небольшие.
- Я так думаю, что если бы меч свежим соком пропитать, еще крепче был бы он!
- А этот что, несвежий?
- Да какой же он свежий, если я корешки копал днем, а сок давил вечером?
- А надо как?
- В книжках пишут, что травы, кусты и деревья только свежим соком сильны. Надо в Солидор идти и там, на месте все делать!
- Куда ж мы пойдем? Там же гномы!
- Так вы же такой сильный, меч у вас огромный, двуручный! Отобьемся! Да и мне очень хочется научиться биться мечом!
- Ладно! Глупости говоришь! Не пойдем мы…
Разошлись они мрачные. Кеня взял деревянный меч и начал делать упражнения с ним, методично повторяя удар сверху и защиту то слева, то справа. Кольбер глядя на Кеню размышлял о превратностях судьбы. Похоже, корешки работают, но как-то странно. И дерево меча укрепилось, правда, незначительно, и силы человеческие увеличиваются, правда, на грани безумия. Он вспомнил гусака с оторванной головой, днем он бы больше и не подходил бы к нему, а ночью голыми руками схватил и оторвал!
Но выхода не было, светлые мысли не озаряли Кольбера и он вдруг понял, что если он этот сок не расколет, меча у него уже никогда не будет, и смерть свою найдет не в почетном бою, а на грядке с брюквой. Он собрал всех и изложил свой план. Через две недели, когда раны заживут они с Кеней идут в поля Солидора и там, на месте окончательно проверяют свойства сока дикой лианы.
Дилан особо не перечил и на вынужденные каникулы внука не среагировал, но неожиданно потребовал обучить Кеню искусству боя, в помощь Кольберу. Кеня радостно подскочил и начал всех уверять, что все получиться, надо только свежего сока добыть.
Кольбер вырезал второй деревянный меч, и они с утра до вечера рубились с Кеней, осваивая технику нападения и защиты. Парнишка был смышленый, схватывал на лету, и Кольбер вдруг неожиданно обнаружил, что передал ему практически все свои секретные приемы, которыми он так гордился и которые не раз спасали его от неминуемой гибели.
Пришло время выступать. Сборы в дорогу были короткие. Мешок набили гусиными окорочками и сушеной брюквой. В большие фляги налили крепкого пива. Огниво, ножи, походные плащи да Кенина книжка, вот и весь дорожный скарб. Ножны с поломанным мечом пришлось оставить.
Вышли рано утром, только рассвело. Прошли заставу, охрану и достигли зарослей голубого вереска. Дальше начиналась опасность! Лежа в кустах и отмахиваясь от комаров, Кольбер изложил план действий.
- Дождемся вечера и пойдем, в высокой траве можно будет спрятаться. А сейчас при свете нас далеко видно! Слишком опасно!
- Да чего ждать-то? Быстрым шагом час туда и еще час назад. Бегал я туда не раз.
- То-то и оно, что бегал. Стар я уже для такого бега. Будем ждать, да и дело у меня еще есть.
Кольбер развернулся, давая понять, что разговор окончен, достал нож и начал осторожно срезать самый красивый ствол вереска. Предстояло изготовить новый деревянный меч, и Кольбер не хотел повторять ошибок, допущенных при создании первого.
Любовно вырезая лезвие и рукоять меча, он старался так, как будто от этого зависела вся его дальнейшая жизнь. Потом очень осторожно Кольбер камнем отшлифовал, а кожаным ремнем отполировал грани будущего оружия, которое в его мечтах должно было прославить своего хозяина на весь Элинор. Постоянно отрываясь от кропотливого процесса, он то проверял взглядом плоскость поверхностей лезвия, то лихим взмахом руки оценивал балансировку меча и удобство его рукояти.
Об опасности Кольбер не думал. Зато Кеня волновался за двоих, он часто выглядывал из кустов и, прикрыв ладонью глаза от солнца, осматривал дальний лес. Чтобы понизить напряженность ситуации Кольбер завел бессмысленный для себя разговор.
- Ну что молчишь, рассказал бы, чему там тебя учат. Откуда про лианы знают, про все остальное.
- Травник наш рассказывал. Есть такая наука ботаника. Она знает про растения все.
- И что же знает твоя наука ботаника?
- Растения бывают в виде деревьев, кустов, травы, грибов, паразитов и нежити. Обитают они на суше, под землей, в воде и внутри других растений или животных. Чаще всего растения неразумные, но бывают и с разумом, как у животных и с наведенным разумом от людей. Если есть что разумное в растении, ищи его поначалу в корне, над землей всегда неразумная часть.
- Стой, стой, стой! Это что же выходит, голова той лианы под землей? Потому-то нам корешки и нужны?
- Да! Если разум у лианы присутствует, то он в корне. Травник нас учил, что только тот сможет правильно растение использовать, кто его поймет, кто познает его разум.
Еще много интересного рассказывал Кеня про растения. Про тенистые леса, манящие своей прохладой; про удивительные кустарники в горах, раскалывающие скалы и меняющие русла горных рек; про выжженные пустыни, где под жгучим песком растений не меньше чем в лесу; про странные грибы, растущие в подземельях, привлекающие животных и человека мерцающим светом и дурманящим запахом; про безумные растения, страшные своей наведенной злыми чародеями силой разума и многое другое. Кольбер слушал рассказы, но мысли его были далеко, там, где корни разумной дикой лианы обладали удивительным соком, способным превратить деревянный меч в самое грозное оружие Элинора. Понять это растение он хотел больше всего на свете.
Работа и разговоры ускорили приход вечера. Спрятав меч в походный плащ, они медленно пошли высокими травами в сторону леса. Без приключений, не встретив ни гномов, ни людей, они достигли границы леса, и присели под сенью огромного дуба, ствол которого оплели лианы.
Кольбер достал деревянный меч, еще раз полюбовался им, помахал мечом, имитируя удары и передал его Кене. Потом он в напряженном ожидании наблюдал, как Кеня раскопал землю, добыл пульсирующие корешки и отрезал самые сочные из них. Учитывая походные условия, Кеня выдавливал сок прямо на меч, а Кольбер дрожащей рукой осторожно размазывал его по поверхности меча, пока сок не перестал впитываться.
Меч положили на ветви дуба сохнуть и оба экспериментатора успокоились. Кольбер привычным движением облизал пальцы, обмазанные соком лианы, и две мысли мгновенно столкнулись в его мозге. Во-первых, он нашел вкус сока приятным. Во-вторых, он вспомнил, что ночь после прошлой дегустации сока была не самой спокойной. Постепенно эти две мысли слились в одно острое желание понять удивительное растение, которое могло перевернуть всю жизнь Кольбера.
Спать расположились на огромных ветках дуба. Так было безопаснее. К удивлению Кени, Кольбер попросил привязать его ремнями крепко к дубу.
Ночь прошла спокойно. Кольбер проснувшись, первым делом ощупал связывавшие ремни и с некоторой долей неудовлетворенности осознал, что ночью ничего необычного не происходило.
Кеня проснулся в тот же миг и первым делом достал с соседней ветки деревянный меч. Даже без проверки твердости чувствовалось, что он заметно потяжелел. Кеня рубанул что есть силы по ветвям, и они с шорохом осыпались вниз. Кольбер перехватил меч и радостно ударил по толстой ветке. Она еще не успела упасть на землю, а уже Кеня и Кольбер восторженно кричали. Срез был идеально ровный, как после бритвы. Получилось!
Успех решили отметить. Достали пиво и продукты. Гуся, разумеется, рубили на куски новым мечем. После сытного завтрака принялись за пиво, и тут Кольбер почуствовал, что что-то важное он упустил. Пошарив рукой под корнями дуба, он нащупал корешок лианы и, оторвав его, выдавил несколько капель сока себе в кружку. Он вдруг понял, что меч и связанная с ним воинская слава стали ему безразличны. Воспоминания о странном ночном видении разрывали его мозг желанием разгадать именно эту загадку.
Он отхлебнул пиво сначала осторожно, потом распробовав новый вкус, выпил все. Оставалось только ждать.
Ожидание показалось мучительно долгим. Звуки пропали, воздух потяжелел, небо стало розового цвета. Издалека, вприпрыжку, приближались четыре огромных разноцветных гуся, яростно махая крыльями. Кольбер, медленно поднявшись, боковым зрением увидев Кеню с поднятым мечом, бросился вперед на гусей, и провалился в розовую бездну успев подумать – «С пивом оказывается надо было!».
Очнулся Кольбер в доме Дилана. Лежа на кровати, он уперся неподвижным взглядом в белый потолок, пытаясь вспомнить как он сюда попал. Вошел Дилан, заметил состояние Кольбера и заговорил.
- Ну что, оклемался? Будет теперь мне, что внукам правнукам рассказывать!
- А что было то? Я же не помню ничего!
- Ой, что было! Ты то, огромного гнома завалил! В броне! Голыми руками завалил!
А Кеня возле тебя еще троих порубил, мечем этим самым, деревянным! Орали вы так, что на заставе услышали, прибежали вас спасать. Привезли тебя три генерала, золотом шитые мундиры! Интересовались тобой и Кеней, меч твой смотрели, к себе в клан звали!
С трудом встав, Кольбер вышел во двор. Кеня выполнял упражнения с мечом. Увидев Кольбера, он остановился, виновато потупил взор и подошел к Кольберу, протягивая меч.
- Вот ваш меч, дядя Кольбер. Он мне жизнь спас! Об него два меча гномьих сломались а третий трофеем мне стал.
- Не мой это меч! Ты его первый славой покрыл, тебе и носить его!
- Как можно! Вы его лучше меня в бою примените. А я пока и с трофейным похожу.
- Да нет! Отвоевался я.
- Как же так? Да мы же теперь как проявить себя сможем! Еще один такой меч сделаем! Вы вырежете его из дерева, талант у вас оружейный, а я соком пропитаю! И ведь больше никто не знает, где лиана такая в наших краях растет! А мы и не скажем никому! С такими мечами мы непобедимы!
- Нет, сынок. Меч твой. Иди и завоюй им себе славу! А я тут останусь.
В это момент подошел Дилан.
- Что это ты надумал? Может, в фермеры подашься?
- А почему бы и не податься в фермеры? Занятие неплохое, уважаемое. Я тут рядом домик построю, огород заведу, гусей, пиво будем с тобой варить. Я тебе обещаю, наше пиво будет известно на весь Элинор!
- А Кеня как же?
- Пусть в армию идет. Воин из него отличный получится, не засидится как я! Поковником станет быстро, а то и генералом! Генерал Кенетоль! Звучит! А мы с тобой фермерствовать будем. Согласен?
- Буду рад! Идем в дом, там договорим, слаб ты еще.
Они развернулись и пошли в дом, но Кольбер вдруг остановился, на секунду задумался и, развернувшись, сказал.
- Кенетоль! А книжку ты мне свою оставь! Теперь я ботанику учить стану!
Изменено: Domovenok Kuzma, 20 Сентябрь 2009 - 23:12