Рецензии II
Работа № 1. <Грибник Виркли уныло брел по тропинке, петляющей...>
Такая досада вспыхнула после прочтения: «Ну, Виркли, ну дурак! Не мог чего дельного себе нажелать»! Ну, там, денег, здоровья, молодости, женщину любимую, или на худой конец, сисястую; для страны, опять же, чего-то хорошего, да с записочкой надежному человеку, что, мол, время респа 100 лет, на этом самом месте... не прозевайте, мол, и заранее хорошенько подумайте над желаниями. А тут... ну глупость же: первое (главное) желание загадывать по своей профессии. Ну, раз волнуюсь, значит, лично мне тема кризиса среднего возраста тоже близка, значит, и я грибник в лесу без грибов; стал бы охотником – да дичи нет; стал бы рыболовом – да моря нет... Или есть? А может и я, а чем Ш’актайн не шутит, загадал бы такое желание?.. Но рисков Виркли не просчитал! Издалека-то хорошо судить о профессии, вот, рыбак, ловит в своё удовольствие под солнышком, ювелир гранит себе красивые камешки, и невдомек, что «своё удовольствие» несколько смазывают всякие понимающиеся из глубин чудища, а эстетически безмятежную жизнь ювелира омрачает хронический радикулит и подагра от скрюченно-сидячего образа жизни. Хорошо что гриб – большой гуманист: вопреки всем канонам жанра предложил четное количество желаний.
В целом работа понравилась: язык неплох, сюжет динамичен и держит внимание, грубых ошибок не заметил; все привязки есть. Очень реалистично описан процесс воплощения желаний: прочувствовал.
Вытекающая из произведения мораль «сиди и не рыпайся» несколько смутила. 8 баллов.
Работа № 2. <Поздняя осень... Грачи улятели... В три часа ночи встаю я с постели...>
После прочтения работы поймал себе на ощущении смущения, будто бы дернул открытую дверь туалета, а там кто-то есть. Знакомое чувство? Сразу щеки вспыхивают алым, руки захлопывают обратно дверь с нечленораздельным бормотанием «ой, простите, извините», а ноги несут подальше от этого места. И даже если человек внутри специально приоткрыл дверь в ожидании подобной ситуации, даже если он не в туалете, а на площади, чтобы уж побольше народа видело, все равно ощущения те же – смущение, стремление закрыть дверь и убежать подальше. Очень рад за героя, что у него есть какая-никакая, но интимная жизнь, рад что она у него чаще чем двухчасовая фляга, рад, что жена мирно делит своего супруга с «игрулькой». Но избавьте от подробностей! Сколько раз в неделю, насколько успешно, а о размерах и судить боюсь, так как к «игрульке» настойчиво лезет соответствующая рифма. Короче, как-то брезгливо от стишка.
В работе всего три четверостишья; первое собрано из популярного поэтического конструктора «улетели ... в постели», «не уснуть ... до утра». Смысловой привязки к теме нет; не хочется думать, что осень в ТМ перекликается с осенью в супружеских отношениях, гоню такие мысли.
5 баллов.
Работа № 3. «Осенний снег». <Грачи улетели. Пришли холода. Льдом покрывается в лужах вода...>
Иней-вор, снег-бес, – автор радует прикольными метафорами. И вообще, от стиха веет «теплом и уютом», жизненно ощущается вся эта, по-крестьянски неспешная, но веково-размеренная суета подготовки к зиме. Порадовало присутствие в ней любимых и даже ставших родными, сюжетных персонажей: Дхарона, Мельхора, Кимихлы и других. А мораль, да, мораль – как бы ни был холоден, неуютен и тосклив ноябрь, главное, чтобы в доме были тепло, уют и добротные запасы на зиму. Тогда ничего не страшно.
К стилистике претензий нет – гладко, грамотно, рифмованно; производит впечатление стихотворения для детей: в меру развивающего и познавательного. Так и вижу кхатогскую детвору, столпившуюся вокруг рассказчика. Они завороженно внемлют, а после с серьезным видом задают свои непростые детские вопросы...
9 баллов.
Работа № 4. «Ecce Homo». <А в трактире третий день кряду гуляли "грачи"...>
Три эпиграфа моментально «собирают» читателя, заставляя его сконцентрировать свое расхлобыстанное на предыдущих работах внимание. О-о-о, здесь нужно быть готовым, здесь может быть море смыслов. Поэтому читать поневоле пришлось внимательно, вчитываться, вдумываться в каждое слово. В принципе, не пожалел того, что оказался невольно «зазомбирован» автором. Получил от текста форменное удовольствие. Он весьма интересно структурирован, словно клацающими металлом об металл рваными абзацами. Это создает тревожное напряжение на всем протяжении рассказа. Который, к тому же, и обрывается на то ли допетой, то ли оборванной, ноте. И так и эдак можно интерпретировать. Настроение получил, что называется, по полной. Что касается обещанных смыслов, то с этим сложнее. Как я понял, речь идет о банде разбойников, 4 года промышлявших грабежами и убийствами на больших дорогах. Молодцы, судя по всему, были суровые, раз городской стражник ожидал по выходу захмелевших преступников из кабака «моря крови» мирных горожан. И этих людей автор называет «солью земли»? Может, он не понимает значения этого выражения? Так назвал своих апостолов Иисус Христос во время Нагорной проповеди. То есть, соль земли – это лучшие люди человечества – мудрецы, пророки, философы, писатели, врачеватели человеческих душ, короче. Ну ладно, спишем на незнание и некорректное использование фразеологизма. А чего так с этими душегубами разнянькались? Крови, видите ли, не захотели. Так оставь таких на свободе – крови в разы больше прольётся. Гнилую душу не отмоешь, если конечно, грешник не раскаялся, а раскаянием там, судя по всему, и не пахло. Ну, не обязательно убивать, можно и в тюрьму посадить на худой конец. Гномы, говорите, идут? Это как, чтоль, во время Великой Отечественной, всех преступников из тюрем выпустили, дали в руки автоматы и в штрафбаты, мол, в священной войне против фашистов ни одна рука не помешает? Ну, там не всех, а только осужденных по «легким» статьям или отбывших большую часть наказания. Или автор имел в виду что-то другое? Просветите, пожалуйста, а то пока что текст производит впечатление ловко написанной бессмыслицы.
7 баллов.
Работа № 5. <Техномагия! Техномагия – это не просто мир, не просто игра,..>
Первая фраза работы, написанной в жанре «прозы акына» – литературной импровизации, «Техномагия – это не просто мир…» моментально врубила ассоциацию со знаменитым советским гэгом «Кролики – это не только ценный мех…». И прямо закадровый смех за спиной послышался. Эта фраза прозвучала в смешном номере Данильца и Моисеенко, который разлетелся на цитаты по всей стране. Закадровый смех был искренним и реальным. Этот текст, к сожалению, не дотягивает даже до уровня ТНТ-шных стэнд-ап шоу. Точнее, это как раз уровень тех стэндаперов-неудачников, которых за несмешные шутки сбрасывают с платформы. Знаете, вот таких девочек, которые выйдут в мини-юбочках и, тряся блондинистыми челочками, затянут, натужно улыбаясь: «Я живу в Воронеже, учусь в институте, ля-ля-ля, как смешно» и – хоп! и уже кверху попой на матах, хоть тамошнее жюри и не особо любит сбрасывать представительниц слабого пола. Так что стендапер есть, а посмеяться-то и негде.
В двух местах резанули глаза двойные буквы, кое-где хромает логика повествования.
Солидарен с автором в ощущении некоторой неустроенности Элинора и некоторого «меживентья» в Техномагии. 5 баллов.
Работа № 6. <Задумалось солнце за небом свинцовым, на южные земли подались грачи...>
На севере диком стоит одиноко, ну, не сосна, а бородатый Кхатог, но все равно настраиваешься на лирический лад. Суровая природа, голод, лохматые монстры – такие испытания поджидают смельчаков, отправившихся в поход против гномов в далекие земли. Романтический, пионерский такой настрой, бравурно-наивный, наверное, юные воины очень. Только вот слово «мочить» слух резануло. Хотя, почему бы и нет, если возраст вояк соответствующий. Стилистически стихотворение незамысловато, если не сказать, примитивно, но настроение создаёт, рифмы, хоть совсем не идеальны, но присутствуют, размер, правда, постоянно подсбивается. В целом – почему бы и нет? А потому, что «выпал» самый главный кусок произведения: есть вступление – первые 3 абзаца и эпилог – заключительный абзац. Где основная часть? Не было бы эпилога, была бы работа просто про сборы и выдвижение отряда. А в связи с наличием эпилога сразу появляются вопросы: дождались ли отряд испытания, дожди и туманы? Как прошло «мочение»? О чем вообще стих???
4 балла.
Работа № 7. <Осень настала…Грачи улЯтели. Зато прилЯтели снега и метели...>
Автор «принял мяч», принимая правила игры, предложенные названием этапа: «улЯтели, прилЯтели», «робяты». Прямо как хрестоматийное «летять утки». Сам стих простенький и без этих нарочитых псевдопримитивизмов. Сплошные вопросы без ответов. Нет ответа у поэта. И всё про осень, про журавлиные клины, про грибы, которых автор давно уже не видел. Не видел где? В мире Техномагии? Или автор берега попутал, или это что-то хумское. Пока что привязки к миру ТМ не увидел. И как так, осень не успела «настать», а уже снега, метели и сугробы. Что-то какая-то «путаница в показаниях». Так зима наступила или осень?
3 балла.
Работа № 8. «Песнь Уух-Туума, залегающего в зимнюю спячку». < В пустынном Омакшане находится мой дом. Там озеро сияет и заросли кругом...>
Очень понравилась милая песенка залёгшего на дно в зимнюю спячку Уух-Туума. Каким страшным он был летом, как он бушевал в морских пучинах, целиком глотал корабли и откусывал башенки у маяка, пугал людей и гномов. А сейчас это мирный, философски настроенный зеленый няша, прямо как в мультике - «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной», ведь не зря он «даёт приют замерзшим духам водным», скучно ему там в омуте, пообщаться-то не с кем. И даже летать, летать ему тоже охота, вот с какой тоской провожает он взглядом клин перелетных драков! Спокойной зимы, спи, зеленый дедушка. И к стилистике претензий нет. Рифмы понравились, размер не сбивается, главное – улыбку вызывает.
9 баллов.
Работа № 9. <В этот жаркий летний день на торговой площади Кхатога шумела очередная ярмарка...>
Эх, гоблина жалко! Прямо до слез жалко, облапошил простачка хитрый трактирщик, обвел вокруг пальца, как ребенка. Да он ребенок и есть. Чего они там понимают в искусстве в своем Гоблиноре. Тот случай, когда за выигравших героев совершенно не радуешься. Наоборот, осуждаешь. Бормос ведь сам хотел облапошить гоблина, подсунув ему на продажу ерунду. На свою беду, так как ерунда оказалась дорогостоящим произведением искусства, к тому же принадлежащим не Бормосу, а его отцу, к тому же была взята без спроса. То есть, украдена. Так сам виноват! Но тут вмешался ловкий Нагор, споил гоблина и вот: и картину вернул, и сам «наварился», и от своей ерунды избавился. Мошенничество ведь чистой воды! Разводилово по полной! Мошенничество в особо крупном размере! Этому автор предлагает нам порадоваться? Ай-ай-ай!
А написано хорошо. Захватывающий сюжет, туго скрученная интрига, неплохой литературный язык. Понравилось ругательство «и Тролль с ней». А вот привязка к теме показалась неубедительной. Ни через «жаркий летний день», ни через название картины.
8 баллов.
Работа № 10. <Поздняя осень, грачи улетели. Место на ветках осины вакантно...>
Поскольку место заголовка вакантно, я бы назвал стих «Нонсенс (стихотворение абсурда)». Уникальный стих. Полная бессмыслица. Особенно впечатлило сочетание «менестрелей» и «вакантного места». Вот зачем? Впрочем, логический разрыв в первом четверостишье органично дополняется строго посередине стиха анаколуфом, делающим непонятным, кто стряхнул тину с лапок; гном? Природа? Или, все-таки, «улетные» грачи? Остальные строки смысла не добавляют. Грачи «улётные», их существует какой-то «список», впрочем, почему «какой-то», наверное, тот, в котором отмечают их «вакантные места». «Тянутся» – кто? Список или грачи? Откуда тина в Омакшане? И завершается стих алогизмом – некорректным сопоставлением «не хотелось ему /каторжнику/ честно биться. Так же, как грач /«улетный»/, залетел /улетел/ и пропал /попал/ он. Откуда взялся каторжанин, с кем биться ему не хотелось, куда он залетел? Просто АД.
Понравился зазевавшийся хумский пет, отлынивающий от работы, и сам хум. Жаль, трудолюбивый гном изображен не столь отчетливо; прикольно что у хума есть работник, а гном все делает сам.
4 балла.