Рецензии II
Работа № 1. «Метель в Соли-Доре» < Метель мела по всей земле, во все пределы...>
Автор выложил вместе со своей работой стихотворение Пастернака «Зимняя ночь». Чтобы продемонстрировать произведение, которое его вдохновило, или текст, на который был сделан своеобразный кавер?
По смыслу, первое впечатление – ох, ну и кровавая игровая реальность у автора! Головы отрубленные летят, тела расчлененные падают, кровища, кровища. Вот есть игроки, которые в Техномагию заходят поторговать, мастерство отточить, с сокланамии пообщаться, а тут явно – человек рубиться приходит. Не скажу, прям так сразу, что самоцельно, но навевает впечатление. По стилистике – да, кавер вполне удался, если у Пастернака «свеча горела» – отсылы к событиям романа «Доктор Живаго», к диалогам доктора и Лары, то у автора повторы «метель летела» отсылают к теме этапа, тоже к Ларе, но уже к другой, к нашей, к какому-то неведомому нам продолжающемуся внутреннему диалогу с ней. По стилистике и стих-исходник далек от литературного идеала, а уж поэтический ответ на него и вовсе грешит откровенными помарками. Размер периодически больно спотыкается, рифмы хромают. Есть смысловые неувязки, например, бой идет на «свежем воздухе», в поле, но голова со стуком ударяется «на пол». Кстати, если не падает, а именно ударяется, то уж тогда не «на» а «об» пол. Еще – совершенно бессмысленен набор слов в строчке «И как снежинок мошкара в метель летела». Но в целом – интересный текст, будоражит, так сказать.
6 баллов.
Работа № 2. <Вот пришла Метелица к нам под Новый Год, и совсем не верится, что зима идет...>
Очень «гладкое» стихотворение, ровненькое, словно поверхность только что обструганной доски, по которой пустили подсолнечное масло. Выглядит, будто собранное из отдельных строчек популярных песенок, эдакая зимне-новогодняя компиляция. Текст хочется напевать и кружится с ним на устах вокруг елочки. Это тот случай, когда стихотворение и не должно быть «о чём». Это ритмичная веселая песенка, рождающая праздничное настроение. Рифмы, конечно, далеки от идеала, да и размер порой несколько сбивается. И смысловые непонятки : если пришла Метелица, то почему «не верится»-то, что зима идёт? Что еще надо, чтобы поверилось? И очень странные ассоциации Метелица – «нежная», пурга – «мягкая». Как-то далеки они от реальных погодных явлений. Может, поэтому и не верилось автору? И, к сожалению, совсем не про ТМ.
Не про ТМ. 4 балла.
Работа № 3. <Метель кружит ночная и нету ей конца, а я иду по краю и накрывает мгла...>
У этой работы есть один, но всё перевешивающий плюс – она, несомненно, про Техномагию! И настрой рождает такой, задорно-боевитый. Таким он и должен быть у гонца, которому доверили доставить ценный груз и он его уж доставит к месту назначения, ничто его не остановит, ни злая метель, ни коварные враги. Не то, что тот гонец, из одного из предыдущих этапов, который напился и потерял свой груз. Но стилистика стиха оставляет чувство легкого недоумения. Герой идет «по краю» чего? Метели? «Охватит грусть» от чего? Оттого, что задание выполнено, груз доставлен и делать больше нечего? Или это сердца врагов пусть охватывает грусть? И эта экспрессивная фраза в концовке: «И что метель проходит, пусть не забудут, пусть!», это к чему относится и кому этот посыл? Ну и ошибки печалят невыносимо. Особенно рассвет, который «теплица». Может, автор внезапно перешёл на олбанский? Но тогда нужно было бы написать «теплиццо». Грусть охватывает сердце от таких ошибок. И да, «славный парень – гномик» прочиталось мною с несколько фривольным оттенком.
5 баллов.
Работа № 4. <Наступили холода в Элиноре нашем, метель все снегом замела в Соли-Доре даже...>
Интересное стихотворение. Если в его начале были какие-то рифмы, пусть даже и весьма условные, то к середине оно стремительно «белеет», автор искореняет рифмы как класс. К концовке, правда, парочку из них возвращает, наверное, чтобы произведение «закольцевать». Сюжет у стиха присутствует, даже с интригой. Свирепые йети должны были перебить вышедших на охоту мирных гномов (какая коварная метель!), автор делает в этом месте зловещую паузу... но... грядёт хэппи-энд, гномы оказались совсем не мирными, а наоборот, доблестными воинами и перебили монстров! Да еще и шкур с них набрали, наверняка лучших, чем у облезлых крыс. У последних тоже случился хэппи-энд, автор так мило его сакцентировал, что это вызвало невольную улыбку. В целом же – про рифмы уже сказал, про размер и говорить не приходится – нет его и не было, и что это по жанру – совершенно непонятно. Но весело, весело получилось.
6 баллов.
Работа № 5. «Метель…». <В Элинор январь. В последние дни метёт метель...>
Мы видим очередную серию похождений юной героини в захватывающем мире Техномагии. Сериал продолжился походом девушки в Мрачнолесье. Там ее, как обычно, ожидали необыкновенные приключения. Пришло в голову, что это удачнейшая реклама Мрачнолесья – теперь туда хлынет поток романтических дев. Ну как же – там «красивые, сильные, в клановой одежде»! И спасают еще из лап жутких монстров! Да еще и золотые обручальные кольца сразу дарят! Рассказ выдержан в привычном для девичьего сериала нарочито наивно-примитивном стиле. Читатели воспринимают события, изложенные в нем, широко распахнутыми глазами молоденькой девушки. В целом очень мило, романтично и донельзя позитивно. И, конечно, про ТМ.
6 баллов.
Работа № 6. «Метель...». <Шурик оторвался от любимой игры только по четвертому или пятому зову мамы...>
Интересный взгляд на тему отношения вирта и реала. А конкретно на такой его аспект, как «вражда в игре – дружба в реале». Самый значимый и любимый для мальчика мужчина – дядя (судя по тексту, у героя, скорее всего, нет отца) в игре трансформируется в «заклятого Врага», победа над которым, акцентирует автор, для юного гнома является «Великой целью». А после одержанной победы мальчик весело бежит через метель к дяде «попить чайку». А потому, что Тимофей, Шурик, Андромир и Войстрик – четыре различные сущности. И в игре уже не добрый дядя – а злобный хум, а за чаем – не Андромир, а Тимофей. Шурик с дядей, судя по всему, здоровые люди, не путающие вирт и реал. Автор вот даже подчеркивает этот смысл, разведя декорации – здесь компьютер, мама, зовущая на обед, телевизор, теплая квартира – это реал. Там – Колизей, адский холод, глиняные големы, Бухта семи ветров – это Игра.
И еще посыл рассказа понравился: «что значит мелкий проигрыш по сравнению с Великой победой»? То есть, и поражения и победы в боях с НЕРАВНЫМИ по силам игроками – это ничто, а значимы только результаты боев с РАВНЫМИ соперниками. Шурик мало того, что здоровый, он еще и умный мальчик. По собственно тексту: наблюдаются пунктуационные ошибки, например, пропущено бесчисленное количество запятых. И ремарка: стихий всего четыре: вода, воздух, земля и огонь. Холод – это не стихия. Ветер – стихия, если имеется в виду воздух. И работу людей «явлением природы» назвать как-то круто у автора получилось. И, кстати, что за передача по «Домашнему» «Понять. Простить»? Она действительно, настолько хороша, что стоило её рекламировать на Литконкурсе?
8 баллов.
Работа № 7. «Метель». <Белые мухи кружат не от скуки, их, подгоняя, ветер несет...>
Стихотворение написано в весьма оригинальном стиле. Неровный, «рваный» размер, местами отдающий «маяковщиной», держит читателя в тонусе, а не убаюкивает как «гладенькие», выдержанные стихи. Его хочется перечитывать. Текст выстроен так, что вроде бы его герои – дети, но во время прочтения представляются не реальные малыши, а мультяшные. Есть некоторые корявости, например, глаза режут такие архаизмы, как «оный», «орудья» и пр. Вот если бы стих целиком был стилизован под век, эдак, 18-й, то да, такие обороты были бы более, чем уместны, но тут получился такой стилистический раздрай, от которого аж голова закружилась. Про снежинки, которые герой стиха «съел и сам», а кто еще их съел? Или кто помог съесть? Без ответов на эти вопросы употребление формы «и сам» не очень уместно, хотя и забавно.
В основе стиха лежит достаточно логично развёрнутый сюжет детской игры в снежки, которая могла происходить где угодно, а точнее, вне времени и пространства (отсюда и ассоциации про мультяшность картинки) и словно пощечиной последней фразой автор притягивает читателя в Техномагию, акцентируя, что это именно «сыны и дочери Лонгхольма и Кхатога». Такая насильственная привязка к ТМ выглядит почти что издевательством. Вот если бы не было последней фразы, стих был бы просто прелестным, достойным, несмотря на все свои стилистические помарки, быть включенным в какой-нибудь сборник детских стихов.
Не про ТМ. 4 балла.
Работа № 8. «Элинорская метель». <Из ниоткуда, с Шионского моря, из синевы бесконечных просторов...>
Вот работа, идеально попадающая и в тему этапа и про ТМ. Метель в Элиноре – всё, что еще нужно? Да-да, именно в Элиноре, а не где-нибудь в Саратове или на Марсе: автор обогатил свою работу хорошо узнаваемыми географическими объектами. Метель выписана очень рельефно и красочно, тяжелыми, пастозными мазками, мрачными темными тонами. Но впечатление эта картина оставляет вовсе не негативное, наоборот, суровое буйство природы представляется этапом некоего очищения, обновления жизни в Элиноре. Ведь войны и кровь – повседневность мира ТМ, а метель хоть на краткий миг, но прекратила бои, засыпала чистыми снегом кровавые лужи и следы жестоких сечей. В белом, запорошенном пространстве воцарился покой. Конечно, ненадолго, но всё же. К стилистике претензий нет, рифмы неидеальны, но они присутствуют, с размером тоже в принципе, всё в порядке. Ошибок не заметил. Одно замечание – «кружиться нелепо» в отношении снежинок выглядит как-то странновато.
7 баллов.
Работа № 9. «ОТЧАЯННЫЙ ПОХОД». <-«Когда же закончится эта метель?» — вслух спросила сама у себя Маленькая Лин...>
Какая интрига! Я, вместе с маленькой Лин, затаив дыхание, «слушал» рассказ старика о походе против Снежного духа и так же, как Лин, негодовал и дрожал в нетерпении, когда рассказчик засыпал над кружкой эля. И боялся, что в очередной раз девочке уже не удастся разбудить старого пьяницу. Развязку его истории угадал заранее, впрочем, это было нетрудно сделать, исходя из антуража. А финал такой трогательный получился, что вызвал чуть ли не слезы на глазах. Очень понравилась работа. Читается легко, не оторваться, написана неплохим литературным языком. Ошибок особых не обнаружил, если только пунктуационные (запятые) попадались. Единственное, что словосочетание «быстрее всего» в контексте оценки вероятности не является литературной нормой.
10 баллов.
Работа № 10. «Метель. Метеоролог Техномага». <За окошком – вьюга, метель, холодна без друга постель...>
Прочитав финал работы, почему-то вспомнил хрестоматийное «не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет». Это стихотворение в целом такое… провокационное, что ли. Одна затравка про холодную «без друга» постель чего стоит. Сразу задумался о дружбе. Вспомнилась песенка, в которой есть строчка «хорошо бы иметь и невесту и друга», но потом быстро себя одернул и вернулся в реальность. А реальность такова, что стих небольшой по объему и очень интересно построен стилистически. Вот эта какофония повторяющихся рифм в каждой строчке. Среди них встречаются и откровенно тавтологически букеты: «апрель-капель-капель-апрель», «придёт-найдет-бредёт-найдёт». И непонятно, если за окном у героини «вьюга, метель», почему ей трудно разобраться со временем года? А вот когда за окном пошла «капель», героиня определяется – январь, мол, не апрель. Логика «железная».
Про ТМ. 5 баллов.
Работа № 11. «Элинорская метель». <Метель над Кхатогом вьюжит, до крыш дома замела...>
Щемяще-грустное, пронзительное стихотворение о женщине, потерявшей мужа. Очень красивое – события сюжета изящно переплетены с поэтическими описаниями природы. Красивые, нзабавнальные рифмы, красивые, точные метафоры. Стилистически почти безупречное произведение. Есть небольшие помарки, такие, как повторение «бойца-бойцов» в одном четверостишии, и логически непонятная связка «будь-сохранишь». Также вызвало недоумение гнездо драка над окном – это же опасный, в принципе, монстр и улыбку – «недружественная среда», как-то выбивающаяся из общего лирического лада. В целом – просто потрясающе.
9,5 баллов.
Работа № 12. <Метёт метель над Элинором, метёт уже не первый день...>
Простое по форме и смыслу стихотворение. Наивный упрек метели, что ей «наплевать» на проблемы людей, корявые рифмы производят впечатление, что текст «детский» или стилизован под будто бы написанный ребенком. Несмотря на все недочеты такого стиля, при прочтении возникает ощущение некоей свежести и незамутненности сознания. Особенно удалось автору четверостишие про гномов, которые «дома», потому что «низенький народ». Добавлю баллов сколько смогу за «сидят всё время гномы дома, иначе сразу заметёт». Из недостатков, помимо весьма условных рифм, отмечу эдакий словесный винегрет, когда просторечное «взбеленилась» соседствует с высокопарным «свершились». В слове «сбиваю», наверное, опечатка, по смыслу «сбиваЯ» или, на худой конец, «сбиваЕТ».
9 баллов.
Работа № 13. «Метель». <В некотором селе жил герой рассказа Фёдор – силой обладал...>
Ого, какое масштабное описание противостояния человека и стихии. Наверное, навеяло хемингуэевском «Стариком и морем»? В этой работе есть тоже большая рыба и море, но борьба ведется между человеком и метелью. И здесь, так же, как и у Хемингуэя, герой терпит поражение – если бы не тревожная его супруга, так и сгинул бы рыбак в сугробах. Рассказ остросоциальный – семья героя терпит явную нищету, раз мужчина так озабочен тем, что, если он не принесет домой рыбу, близкие останутся голодными. Как же так случилось – в поселке нет работы для здорового, взрослого мужчины? Тем не менее, герой в итоге понимает, что его жизнь ценнее для семьи, чем даже самый богатый улов. Правда, понимает в каком-то утилитарном смысле, что, потеряв его, родные потеряли бы лишь «кормильца». А как же любовь? Рассказ написан достаточно неплохим языком, захватывающе. Но разве это про Техномагию? Упоминание огненной руны не в счет. Даже имена у героев – Федор, Любовь, ну совсем не Элинорские. Работа настолько не про ТМ, что аж недоумение вызывает.
4,5 балла.